Французский автоконцерн Renault собирается выпустить новую версию модели Logan стоимостью от 3 тыс. долларов. Это будет самый бюджетный в мире автомобиль, и в России на него выстроятся очереди. Но за счет чего будет достигнута такая цена?

Французский автоконцерн Renault собирается выпустить новую версию модели Logan стоимостью от 3 тыс. долларов. Это будет самый бюджетный в мире автомобиль, дешевле даже наших классических "жигулей", для сравнения "пятерка" LADA 21053 стоит в среднем от 5 тыс. долларов. Модель будет предназначена для рынков развивающихся стран. Аналогичные планы есть и других автопроизводителей - Toyota, Nissan и индийская "TATA Motors". Таким образом, в будущем новые сверхдешевые иномарки могут окончательно вытеснить с российского рынка продукцию отечественного ВАЗа.

Renault изучает возможность производства сверхдешевых автомобилей для развивающихся рынков. Она начнет работу над созданием модели стоимостью 3 тыс. долларов в Индии. Подобный автомобиль мог бы стать одним из самых бюджетных в мире. Кстати, индусы и сами решили заняться выпуском бюджетных авто. Так уже в 2008 году индийский автопроизводитель "TATA Motors" планирует выпуск еще более бюджетной машины стоимостью в 2,470 долларов. В настоящее время самой бюджетной машиной в мире является модель Maruti Suzuki, которая продается всего за 4 тыс. долларов.

Пора поговорить о качестве того, что можно купить за столь мизерную цену? Если о технических характеристиках индийского автомобиля говорить пока рано и единственное, что отмечают в "TATA Motors", что он не соответствует европейским нормам безопасности и выбросов выхлопных газов, то про Logan известно больше.

"Удешевить Logan до 3 тыс. долларов - сомнительно, даже массовые продажи не выведут прибыль компании и близко к нулю, можно предположить схему, по которой концерн выиграет на обслуживание этих авто в России, как сейчас это делает АвтоВАЗ", - рассказал NewsInfo инженер, специалист по иномаркам Андрей Критилин. По словам эксперта тактика "наводнения" может выйти боком, в случае если авто вдруг по тем или иным причинам у нас не приживется. "У русских особый менталитет на машины, мы любим большие седаны, пусть дешевые, но тюнингованые или хотя бы легкие в починке. Европейцы могут всего этого не учесть, например сейчас Logan востребован в основном категорией городских водителей в возрасте от 35 до 55 лет", - считает Андрей Кртилин.

По мнению аналитика ИК "Брокеркредитсервис" Севастьяна Козицына, цена "народного автомобиля" должна стремиться к пяти тысячам долларов. "Я думаю, что разные компании вполне могут этого уровня достичь, для многих сейчас будет популярна низкорентабельная, но высокодоходная продукция, доход будет за счет массовости продаж", - считает экономист. В России в настоящее время в регионах данная ниша не заполнена, а "народным автомобилем" остается классика "жигули". Но продукцию ВАЗа в будущем вполне смогут вытеснить разрабатываемые дешевые модели иномарок, когда эти компании наладят свои сервисные центры в регионах и наши люди научатся чинить тот же Logan не хуже, чем отечественные авто.

Напомним, что сейчас сервис для машин французских автопроизводителей налажен недостаточно хорошо. Потребители часто жалуются на большое время ожидания запчастей, очереди, а также на недостаточную компетентность сервисменов.

Что касается конкретно Renault, то если Toyota сможет освоить выпуск моделей в диапазоне от 7 до 9 тыс. долларов, то предпочтение будет отдаваться этой компании за счет качества и технологии. Кстати, специалисты сходятся во мнении, что реальная стоимость все равно будет в районе 5 тыс. долларов, как и сейчас Logan рекламируют по цене "от 9 тыс.", тогда как реальные предложения - от 10,5 тыс. долларов.

На чем собираются экономить французы? Скорее всего, раз уж в качестве региона производителя выбрана Индия - дешевая сталь. Однако, как это уже было с другой моделью Renault - Symbol, такой металл крайне недолговечен. При сильной жаре (например, как в Москве) - крыша машины вздувается, а затем от воды или снега - ржавеет. Экономия на деталях - значит, придется перебирать ту же подвеску, как и в некоторых отечественных автомобилях, через 20 тыс. километров. Дешевый салон - быстро оботрется, плохая электроника - ремонт встанет дороже. Также, как правило, при удешевлении модели это нередко делается за счет безопасности. Про хлипкую сталь уже было сказано (а чтоб понять, что это значит в аварии - достаточно посмотреть недавний краш-тест китайского "Амулета"). Подушек и штор безопасности там не будет априори.

В общем, вспоминается пословица: скупой платит дважды. Не забывайте также про пошлины на ввоз комплектующих для авто (если конечная сборка будет осуществляться в стране сбыта) - в России общая сумма таможенных платежей может достигать 20%.

Но в Renault уверяют, что собирается нанять тысячу инженеров для разработки сверхдешевой модели и сделать ее не только дешевой, но и качественной. Однако зарнее оговариваются - она будет не предназначенной для продажи в Европе. Проект должен быть доведен до стадии предконвейерной готовности в течение трех лет. "Мы действительно думаем об автомобиле с более конкурентоспособной стоимостью, чем модель Logan, для развивающихся рынков", - отмечают в Renault. В настоящее время бюджетные автомобили Logan компании индийской сборки стоят от 8,5 тыс. долларов.

Кроме этих стран эту модель собирают также в России, Иране, Колумбии, Бразилии и Марокко, а продают ее более, чем в 50 странах. В России Logan уже завоевал популярность у покупателей. В этом году модель заняла по продажам среди иномарок второе место с результатом 24,5 тыс. штук, после Ford Focus - 38,1 тыс. штук.

В Индии Renault начал выпускать Logan местной сборки с мая, учредив совместное предприятие с крупнейшим в стране автопроизводителем Mahindra and Mahindra. Кроме того, Renault, японская Nissan Motor Co. и Mahindra создали альянс для строительства на юге Индии завода производительностью 400 тыс. автомобилей в год. Во Франции признаются, что индийский рынок является одним из самых перспективных для автопроизводителей. На данный момент - более перспективный, чем Россия. Объем продаж в Индии, в будущем может почти удвоиться, достигнув двух миллионов единиц уже к 2010 году, при этом более двух третьих рынка будет приходится на долю машин класса "B". В последнее время среди ведущих мировых компаний развернулась настоящая война по захвату ниши бюджетных автомобилей, рассчитанных на развивающиеся рынки.

Даже старый добрый Volkswagen собирается делать индийскую версию компактной модели Polo, а компания General Motors India намерена получить до 20% местного рынка. Toyota также намерена разработать дешевые модели для Азии.

Илья Гращенков